Пусть современный быт несильно изнуряет, а в некоторых квартирах вовсю шумят робот-пылесос, посудомоечная машина и какой-то парень из клининговой компании, учёные всё же советуют приобщать детей к домашним хлопотам. Поэтому как можно скорее позовите детей к компьютеру, чтобы провести пальцем по монитору и показать, насколько он запылился.
Начиная с 1920-х годов количество детских домашних обязанностей постоянно снижается. Мы боимся нагрузить детей тем, что не приведёт их к социальным значимым достижениям. Напрасно! Наука говорит о том, что помощь придётся кстати не только склонившимся над раковиной родителям, но и будет полезна самим детям. Да, если вдруг сын отказывается класть ламинат в прихожей, скажите, что это для его же блага!
Американские учёные из университета Миннесоты под руководством Марти Россмана 25 лет изучали жизни 84 человек. Исследования показали, что те, кто с трёх-четырёх лет помогали родителям в домашних делах, потом лучше успевали в школе и институте. Они быстрее строили карьеру и теплее общались с семьёй и друзьями, в отличие от тех, кто избежал мытья посуды в детстве. «Мамины помощники» обошли в достижениях и тех, кто начал заниматься домашним хозяйством в подростковом возрасте.
1. Будьте доброжелательны
Чаще всего мы требуем, чтобы младший член семьи занялся делом, когда сами сбиваемся с ног: на плите догорает суп, утюг стоит на рубашке, а ребёнок вдруг просит пришить оторванный в драке рукав. Любой родитель рассердится: «Я тебе не прислуга, делай сам!». Злобные указания могут сработать, если у вас есть только миг между прошлым и будущим. Но если вы рассчитываете на перспективу, этот способ не поможет. Ситуация, когда маме плохо и поэтому пусть будет плохо всем, вряд ли кого-то вдохновит на подвиги.
2. Домашние дела не помешают учёбе ребёнка
Если младшему не приходится перебирать по ночам зерно, вряд ли у вас есть поводы для беспокойства. Американские психологи проследили за самочувствием около 800 подростков и с удивлением заметили, что участие в домашних делах было связано с более высоким уровнем довольства и счастья. Есть подозрение, что именно бытовые заботы дают детям ощущение связи с близкими и осознание своей нужности в семье.
3. Ставьте выполнимые задачи
Невинная фраза «Иди разбери завал в детской!» может звучать как предложение ликвидировать свалку века. Соизмеряйте свои требования с возможностями ребёнка. Он вообще справляется с тем, чтобы сложить свои носки в ящик? Нет? А почему ему поручили просверлить плинтус? Дошкольникам нужна если не помощь, то хотя бы присутствие родственника рядом и его подбадривающие комментарии: «Ура! Ты поймал фантик. Отправь его в мусорное ведро! Промах! Давай ещё разок! Ты справишься!».
4. Проговаривайте ожидания
Это спасёт вас от разочарований, когда вы дадите задание прибраться, а потом заметите нетронутую башню из коробок от пиццы. Опишите словами, какие именно картины возникают у вас в голове, когда вы говорите о сервированном столе или о порядке в гостиной. Например, в каком углу должно стоять чучело лисы и как именно оно должно стоять: не на хвосте, а на лапах, мордой к двери. Если вы в самом начале пути, нарисуйте ребёнку плакат с пошаговой инструкцией, поясняющими рисунками и наглядными стрелками.
5. Избавьте детей от навязчивого контроля
Как-то досадно работать, если за вами наблюдает весь семейный совет и цокая языком комментирует: «Плоховато метёт. Паутина справа. Нет, не справится. Неправильно веник держит». Нужный навык человек со временем улучшит, а родители должны постараться, чтобы у ребёнка он был связан с гордостью за достижения, а не со стыдом за собственную неловкость.
6. Отмечайте компетентность ребёнка
Нам всем нравится делать то, что у нас хорошо получается. Управляя вещами и событиями, дети повышают самооценку. Когда младший верит, что сможет справиться с препятствиями и достичь цели, ему ничего не стоит достать ваксу и щедро обмазать всю обувь в прихожей, включая дедушкины унты.
7. Благодарите за помощь
Подкрепляйте успех не только хорошей обратной связью, но и искренней благодарностью. Увидев, что дочке легко даётся сборка мебели из «Икеи», не забудьте порадоваться: «Спасибо, ты собрала „Бьюрстоудалебедлингеэкторп“! Ах ты моя помощница!».
Кстати, эксперименты показывают, что дети 3-6 лет гораздо чаще идут навстречу, если взрослый использует слово «помощник» вместо «помогать».
8. Формируйте чувство независимости
Если родитель беспрестанно раздаёт приказы, он рискует встретить молчаливый отпор или даже открытый бунт. Работа по дому должна выглядеть не прихотью взрослого, а объективной необходимостью. Вы можете замолвить словечко за морскую свинку, которая, судя по всему, стала анорексиком, и потому её срочно нужно покормить. Можете намекнуть на время суток: «Гляди-ка, как бегут часы! Уже темнеет, а в детской до сих пор лежат вчерашние бутерброды». Или обратить внимание на то, что глина, в которую ребёнок играл всё утро, засохла на полу и теперь отлично дополняет интерьер глинобитной хижины. Не вы встаёте против ребёнка в борьбе за чистоту и порядок, а вы вместе с ребёнком сражаетесь с хаосом и энтропией вселенной.
9. Уберите кошелёк
Оплачивать помощь по дому деньгами — значит, превращать члена семьи в наёмного работника и выбивать его внутреннюю мотивацию. Ребёнок, бесплатно и от души приготовивший на всех завтрак из сухариков и сырого яйца, чувствует свою причастность к делам близких и ответственность за общее благополучие.
10. Используйте игровые элементы
Пеппи Длинный чулок выливала ведро воды на пол и скользила по кухне на коньках-щётках. Возможно, дело в том, что ей не приходилось оплачивать ремонт соседям снизу, но вы тоже наверняка способны придумать массу способов развлечься во время работы по дому. Включите таймер и протирайте пыль с ребёнком на скорость. Попробуйте развесить белье, пока звучит песня. Устройте игру в Шерлока Холмса, пока сортируете вещи с захламлённого балкона, или изобразите рабыню Изауру, полируя зеркала
Фото: iStockphoto (ilona75). Иллюстрации: iStockphoto (TopVectors)
Follow Us On Social